Террористы-самоубийцы - это инфантильные личности, остановившиеся в психологическом развитии на рубеже семи лет, считает исследователь психологии терроризма профессор Юрий Антонян
Юрий Антонян считает, что в условиях глобализации правоохранительные
органы уделяют недостаточно внимания изучению психологии терроризма
(Фото:
АНДРЕЙ ЗАМАХИН)
На минувшей неделе в Израиле очередной шахид взорвал пассажирский автобус,
унеся с собой два десятка жизней. Вслед за этим на воздух взлетела автобусная
остановка - еще жертвы. В Чечне также отмечено несколько терактов, совершенных
по аналогичному сценарию. И это очень тревожит российские спецслужбы. Как стало
известно "Итогам", сейчас сразу четыре НИИ приступили к совместному комплексному
исследованию психологии терроризма. Один из наиболее авторитетных экспертов в
этой области - главный научный сотрудник ВНИИ МВД РФ, ведущий научный сотрудник
Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П.
Сербского, автор книг "Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое
исследование", "Захват заложников", "Психология убийства" и еще более 200
научных работ профессор Юрий Антонян рассказал "Итогам" о психологическом
феномене террориста-смертника.
- Существует устоявшееся мнение, что
террорист-самоубийца - это или сумасшедший, или фанатик, или просто человек со
склонностью к суициду. Каково ваше определение "смертника"?
- Выбор
человеком такого способа самоутверждения зависит от места, которое занимает
смерть в его шкале ценностей. Я обследовал солдата, застрелившего семерых
однополчан: ему было всего 18 лет, но он интересовался смертью с тех пор, как
начал себя осознавать. Писал рассказы, в которых присутствовала смерть и посылал
их в молодежную газету. Подобные некрофильские черты и предопределяют выбор
смертельных вариантов самореализации. В конечном счете этот способ является
преодолением страха перед смертью.
- Перед смертью или перед
жизнью?
- Я говорю именно о страхе смерти - психология человека
такова, что при появлении какого-то страха он не бежит от этого ощущения, а идет
к нему, чтобы узнать его, овладеть им. Эту особенность я отмечал у убийц
террористического характера. Они стремятся к смерти, своей или чужой. Склонность
к суициду наличествует у 31,8 процента преступников, совершивших одно убийство,
и у 61,9 процента лиц, осужденных за три и более убийства. Смерть притягивает
их.
- Чем это можно объяснить?
- Высоким уровнем
тревожности. В отличие от страха, вызываемого конкретной причиной, тревога - это
ощущение неосознанного беспокойства с установкой на поиск причины. Склонность к
постоянному ощущению тревоги является обычно результатом психологической травмы,
полученной в детстве. Ребенок не осознает собственной личности, не отделяет себя
от окружающего мира и любое беспокойство распространяет на все, что его
окружает. Если при этом он не получает помощи в адаптации к новым условиям, то
склонность к ощущению постоянной угрозы может закрепиться на всю жизнь. А
агрессия - природный инструмент защиты. Самоубийство - та же агрессия, только
направленная против самого себя, и ничего удивительного, что человек с высоким
уровнем агрессивности готов убить и себя, и других.
- Могли бы вы
нарисовать психологический портрет террориста-самоубийцы?
-
Террористы не составляют единой психопатологической группы. Среди них могут быть
психически больные, могут и не быть. Их отличают черты чисто психологического
характера. Это, во-первых, отщепление от своей личности наименее ценных качеств
и проекция их на других. Человек негативно воспринимает какую-либо свою черту, и
это его травмирует. Бессознательно стараясь избежать травмы, он награждает своим
качеством других и ненавидит их за это. Во-вторых, постоянная готовность думать,
что ему угрожает опасность, и отсюда готовность к защите путем нападения.
Мессианские настроения - вера в то, что он, возможно, даже в какой-то скромной
роли, может быть спасителем. Необязательно всего человечества - например только
своего народа.
- Быть причисленным к группе избранных?
-
Да. Для них характерен также нарциссизм, особенно групповой, - ощущение гордости
за то, что он принадлежит к этой национальной, религиозной или какой-то иной
группе. Еще одна черта - стремление разделить мир на "черных" и "белых" и в
чужих видеть только "черных". Ну и, конечно же, готовность использовать любые
средства для достижения своих целей.
- Какие внешние факторы влияют на
развитие террористических наклонностей?
- Все начинается со
сверхжесткой связи с матерью. Мать - это не только женщина, которая вскормила,
но и Великая Мать, воплощенная во множестве символов - в земле, в роде, в
партии. Пока ребенок мал, мать воспринимается им как могущественная защищающая и
обеспечивающая сила. Позже мать как личность часто замещается семьей, родом,
соплеменниками. В дальнейшем размеры группы увеличиваются, тогда раса, религия
или партия становятся "матерями" - гарантами защиты и любви. Младенец находится
с матерью в состоянии психологического симбиоза - единства, предшествующего
формированию личного сознания ребенка. Если в этот период потребность ребенка в
материнской любви и защите не удовлетворяется, то впоследствии такого человека
обычно отличает повышенная тревожность, доходящая до страха смерти. Он
неосознанно стремится вернуться к матери, потерять свою индивидуальность в
единстве с ней и обеспечить себе таким образом безопасность. Ненормальная
симбиотическая связь с матерью активно стимулирует преступное поведение - такие
люди неспособны на автономное существование, не в состоянии нести
ответственность, принимать самостоятельные решения. Жесткая ориентация на образ
Великой Матери, воплощенной в роде, расе или религии, столь же опасна, как и
подобная связь с реальной матерью. Такой человек слеп и глух. Солидарность у
него вызовет только то, что считается ценным в сообществе, к которому он себя
причисляет. Группировка политических или религиозных единомышленников, патриотов
или националистов состоит из одиноких и психологически слабых людей, которые
чувствуют себя защищенными только в обнимку с другими представителями группы.
Это инфантильные личности, застрявшие в психологическом развитии на рубеже 5-7
лет. Подобная инфантильность опасна - неосознаваемая угроза остаться один на
один с миром делает их агрессивными. Ярким примером деструктивного поведения,
вызванного жесткой ориентацией на архетип Великой Матери, являются действия
чеченских боевиков, несущие разрушение Чечне и гибель мирным чеченцам, так как
целью является символ.
Внутри террористических сообществ активно пропагандируется образ
героя-смертника - мученика, погибшего за святое дело
(Фото: Greg
Baker/AP)
- Всплеск исламского терроризма многие пытаются
объяснить особенностями этой религии.
- Ислам не более агрессивен,
чем любая другая религия. Дело в другом. Камикадзе, сознательно погибающие за
идею, обычно появляются в обществе, в котором личность человека нивелирована и
не представляет собой ценности.
- Похоже, террористические организации
уделяют гораздо больше внимания рекомендациям психологов в воспитании самоубийц,
нежели те, кто с ними борется...
- Учет психологических особенностей
человека составляет сильную сторону террористических организаций. В привлечении
сторонников, планировании терактов, воздействии на общество с помощью СМИ.
Нельзя сказать, что правоохранительные органы совсем не уделяют внимания
психологии терроризма, хотя и недооценивают важности этого вопроса. Существует
недопонимание психологии терроризма как явления. Ложной является установка, что
терроризм возникает в бедных странах. Если поднять уровень жизни, это снизит
уровень преступности, но не исключит опасности возникновения терроризма. Это
явление имеет глубинные психологические истоки - разрушение традиционного уклада
жизни, ценностей, составляющих основу мироощущения человека.
- Можно
об этом поподробнее?
- В сознании традиционного человека бытовой
уровень (этикет, гигиена, распорядок) наложен на мифологический уровень -
устройство мира, происхождение человека. Создается мифологизированная
повседневность, в которой благополучие обеспечено выполнением извечного кодекса
правил поведения. Человек с трудом адаптируется в незнакомой, опасной (или
субъективно воспринимаемой таковой) обстановке, возможно повышение его
тревожности и, как следствие, агрессии.
- То есть неспособность части
населения психологически адаптироваться к переменам в обществе и возникновение у
членов этой группы ощущения маргинальности, отверженности и являются питательной
средой для терроризма?
- Именно так. Это особенно важно понимать в
России, в которой такое многообразие этнических, религиозных и иных групп.
Общество должно выработать правила противотеррористической гигиены, охватывающие
все стороны жизни - область правоприменения, правила хозяйственной, финансовой
деятельности, образование и воспитание. Необходимо учитывать процессы
глобализации, способность террористических организаций действовать на территории
многих государств.
- Борьба с вооруженными формированиями,
отслеживание финансовых потоков - это дело государства. А возможна ли
профилактика терроризма на уровне семьи?
- Конечно. И очень важно
избегать формирования у ребенка стереотипа, что насилие - единственный
инструмент решения проблем.
- В прессе появляются сообщения о "клубах
самоубийц", исповедующих стремление к смерти. Ваш комментарий?
- Если
такие клубы существуют, то это свидетельствует о том, что среди их членов очень
сильны демонстративные настроения. Им не только нужно покончить с собой, но и
продемонстрировать другим это свое желание.
- Но ведь люди,
стремящиеся к демонстративной смерти, социально опасны. Делается ли что-нибудь
для выявления людей с подобными склонностями?
- Пока ничего
целенаправленного по предупреждению таких вещей не делается. Необходимо
разработать психотерапевтические меры по снижению актуальности влечения к
смерти. Ведь агрессия - это природное качество человека. Важна направленность
этих импульсов, форма их реализации. Затем можно разработать
оперативно-розыскные или иные методы профилактики, выявления таких лиц и
воздействия на них.
- Нередко в роли террористов-самоубийц
используются подростки. Какие особенности юношеского характера определяют
склонность к суициду?
- Это время активной социализации ребенка и
связанных с этим разочарований. Разочарования в сочетании с юношеским
максимализмом, когда неудача воспринимается как крах всего, могут толкнуть
подростка к аутоагрессии - самоубийству. В среде подростков высок и интерес к
смерти, с чем связано, например, жестокое обращение с животными. Мучая и убивая
животных, подростки пытаются осознать грань, отделяющую жизнь от
смерти.
- Еще одна больная тема - армейская эпидемия самоубийств и
расстрелов сослуживцев. Если в армии будут служить не тинейджеры, а
профессиональные военные, количество подобных фактов снизится?
- Если
бы наши солдаты были старше, то в армии сократилось бы число проявлений насилия
вообще. Эту проблему может решить только профессиональная армия.