Террористы-самоубийцы - это инфантильные личности, остановившиеся в психологическом развитии на рубеже семи лет, считает исследователь психологии терроризма профессор Юрий Антонян

         
Юрий Антонян считает, что в условиях глобализации правоохранительные органы уделяют недостаточно внимания изучению психологии терроризма
(Фото: АНДРЕЙ ЗАМАХИН)

На минувшей неделе в Израиле очередной шахид взорвал пассажирский автобус, унеся с собой два десятка жизней. Вслед за этим на воздух взлетела автобусная остановка - еще жертвы. В Чечне также отмечено несколько терактов, совершенных по аналогичному сценарию. И это очень тревожит российские спецслужбы. Как стало известно "Итогам", сейчас сразу четыре НИИ приступили к совместному комплексному исследованию психологии терроризма. Один из наиболее авторитетных экспертов в этой области - главный научный сотрудник ВНИИ МВД РФ, ведущий научный сотрудник Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, автор книг "Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование", "Захват заложников", "Психология убийства" и еще более 200 научных работ профессор Юрий Антонян рассказал "Итогам" о психологическом феномене террориста-смертника.

- Существует устоявшееся мнение, что террорист-самоубийца - это или сумасшедший, или фанатик, или просто человек со склонностью к суициду. Каково ваше определение "смертника"?

- Выбор человеком такого способа самоутверждения зависит от места, которое занимает смерть в его шкале ценностей. Я обследовал солдата, застрелившего семерых однополчан: ему было всего 18 лет, но он интересовался смертью с тех пор, как начал себя осознавать. Писал рассказы, в которых присутствовала смерть и посылал их в молодежную газету. Подобные некрофильские черты и предопределяют выбор смертельных вариантов самореализации. В конечном счете этот способ является преодолением страха перед смертью.

- Перед смертью или перед жизнью?

- Я говорю именно о страхе смерти - психология человека такова, что при появлении какого-то страха он не бежит от этого ощущения, а идет к нему, чтобы узнать его, овладеть им. Эту особенность я отмечал у убийц террористического характера. Они стремятся к смерти, своей или чужой. Склонность к суициду наличествует у 31,8 процента преступников, совершивших одно убийство, и у 61,9 процента лиц, осужденных за три и более убийства. Смерть притягивает их.

- Чем это можно объяснить?

- Высоким уровнем тревожности. В отличие от страха, вызываемого конкретной причиной, тревога - это ощущение неосознанного беспокойства с установкой на поиск причины. Склонность к постоянному ощущению тревоги является обычно результатом психологической травмы, полученной в детстве. Ребенок не осознает собственной личности, не отделяет себя от окружающего мира и любое беспокойство распространяет на все, что его окружает. Если при этом он не получает помощи в адаптации к новым условиям, то склонность к ощущению постоянной угрозы может закрепиться на всю жизнь. А агрессия - природный инструмент защиты. Самоубийство - та же агрессия, только направленная против самого себя, и ничего удивительного, что человек с высоким уровнем агрессивности готов убить и себя, и других.

- Могли бы вы нарисовать психологический портрет террориста-самоубийцы?

- Террористы не составляют единой психопатологической группы. Среди них могут быть психически больные, могут и не быть. Их отличают черты чисто психологического характера. Это, во-первых, отщепление от своей личности наименее ценных качеств и проекция их на других. Человек негативно воспринимает какую-либо свою черту, и это его травмирует. Бессознательно стараясь избежать травмы, он награждает своим качеством других и ненавидит их за это. Во-вторых, постоянная готовность думать, что ему угрожает опасность, и отсюда готовность к защите путем нападения. Мессианские настроения - вера в то, что он, возможно, даже в какой-то скромной роли, может быть спасителем. Необязательно всего человечества - например только своего народа.

- Быть причисленным к группе избранных?

- Да. Для них характерен также нарциссизм, особенно групповой, - ощущение гордости за то, что он принадлежит к этой национальной, религиозной или какой-то иной группе. Еще одна черта - стремление разделить мир на "черных" и "белых" и в чужих видеть только "черных". Ну и, конечно же, готовность использовать любые средства для достижения своих целей.

- Какие внешние факторы влияют на развитие террористических наклонностей?

- Все начинается со сверхжесткой связи с матерью. Мать - это не только женщина, которая вскормила, но и Великая Мать, воплощенная во множестве символов - в земле, в роде, в партии. Пока ребенок мал, мать воспринимается им как могущественная защищающая и обеспечивающая сила. Позже мать как личность часто замещается семьей, родом, соплеменниками. В дальнейшем размеры группы увеличиваются, тогда раса, религия или партия становятся "матерями" - гарантами защиты и любви. Младенец находится с матерью в состоянии психологического симбиоза - единства, предшествующего формированию личного сознания ребенка. Если в этот период потребность ребенка в материнской любви и защите не удовлетворяется, то впоследствии такого человека обычно отличает повышенная тревожность, доходящая до страха смерти. Он неосознанно стремится вернуться к матери, потерять свою индивидуальность в единстве с ней и обеспечить себе таким образом безопасность. Ненормальная симбиотическая связь с матерью активно стимулирует преступное поведение - такие люди неспособны на автономное существование, не в состоянии нести ответственность, принимать самостоятельные решения. Жесткая ориентация на образ Великой Матери, воплощенной в роде, расе или религии, столь же опасна, как и подобная связь с реальной матерью. Такой человек слеп и глух. Солидарность у него вызовет только то, что считается ценным в сообществе, к которому он себя причисляет. Группировка политических или религиозных единомышленников, патриотов или националистов состоит из одиноких и психологически слабых людей, которые чувствуют себя защищенными только в обнимку с другими представителями группы. Это инфантильные личности, застрявшие в психологическом развитии на рубеже 5-7 лет. Подобная инфантильность опасна - неосознаваемая угроза остаться один на один с миром делает их агрессивными. Ярким примером деструктивного поведения, вызванного жесткой ориентацией на архетип Великой Матери, являются действия чеченских боевиков, несущие разрушение Чечне и гибель мирным чеченцам, так как целью является символ.


Внутри террористических сообществ активно пропагандируется образ героя-смертника - мученика, погибшего за святое дело
(Фото: Greg Baker/AP)


- Всплеск исламского терроризма многие пытаются объяснить особенностями этой религии.

- Ислам не более агрессивен, чем любая другая религия. Дело в другом. Камикадзе, сознательно погибающие за идею, обычно появляются в обществе, в котором личность человека нивелирована и не представляет собой ценности.

- Похоже, террористические организации уделяют гораздо больше внимания рекомендациям психологов в воспитании самоубийц, нежели те, кто с ними борется...

- Учет психологических особенностей человека составляет сильную сторону террористических организаций. В привлечении сторонников, планировании терактов, воздействии на общество с помощью СМИ. Нельзя сказать, что правоохранительные органы совсем не уделяют внимания психологии терроризма, хотя и недооценивают важности этого вопроса. Существует недопонимание психологии терроризма как явления. Ложной является установка, что терроризм возникает в бедных странах. Если поднять уровень жизни, это снизит уровень преступности, но не исключит опасности возникновения терроризма. Это явление имеет глубинные психологические истоки - разрушение традиционного уклада жизни, ценностей, составляющих основу мироощущения человека.

- Можно об этом поподробнее?

- В сознании традиционного человека бытовой уровень (этикет, гигиена, распорядок) наложен на мифологический уровень - устройство мира, происхождение человека. Создается мифологизированная повседневность, в которой благополучие обеспечено выполнением извечного кодекса правил поведения. Человек с трудом адаптируется в незнакомой, опасной (или субъективно воспринимаемой таковой) обстановке, возможно повышение его тревожности и, как следствие, агрессии.

- То есть неспособность части населения психологически адаптироваться к переменам в обществе и возникновение у членов этой группы ощущения маргинальности, отверженности и являются питательной средой для терроризма?

- Именно так. Это особенно важно понимать в России, в которой такое многообразие этнических, религиозных и иных групп. Общество должно выработать правила противотеррористической гигиены, охватывающие все стороны жизни - область правоприменения, правила хозяйственной, финансовой деятельности, образование и воспитание. Необходимо учитывать процессы глобализации, способность террористических организаций действовать на территории многих государств.

- Борьба с вооруженными формированиями, отслеживание финансовых потоков - это дело государства. А возможна ли профилактика терроризма на уровне семьи?

- Конечно. И очень важно избегать формирования у ребенка стереотипа, что насилие - единственный инструмент решения проблем.

- В прессе появляются сообщения о "клубах самоубийц", исповедующих стремление к смерти. Ваш комментарий?

- Если такие клубы существуют, то это свидетельствует о том, что среди их членов очень сильны демонстративные настроения. Им не только нужно покончить с собой, но и продемонстрировать другим это свое желание.

- Но ведь люди, стремящиеся к демонстративной смерти, социально опасны. Делается ли что-нибудь для выявления людей с подобными склонностями?

- Пока ничего целенаправленного по предупреждению таких вещей не делается. Необходимо разработать психотерапевтические меры по снижению актуальности влечения к смерти. Ведь агрессия - это природное качество человека. Важна направленность этих импульсов, форма их реализации. Затем можно разработать оперативно-розыскные или иные методы профилактики, выявления таких лиц и воздействия на них.

- Нередко в роли террористов-самоубийц используются подростки. Какие особенности юношеского характера определяют склонность к суициду?

- Это время активной социализации ребенка и связанных с этим разочарований. Разочарования в сочетании с юношеским максимализмом, когда неудача воспринимается как крах всего, могут толкнуть подростка к аутоагрессии - самоубийству. В среде подростков высок и интерес к смерти, с чем связано, например, жестокое обращение с животными. Мучая и убивая животных, подростки пытаются осознать грань, отделяющую жизнь от смерти.

- Еще одна больная тема - армейская эпидемия самоубийств и расстрелов сослуживцев. Если в армии будут служить не тинейджеры, а профессиональные военные, количество подобных фактов снизится?

- Если бы наши солдаты были старше, то в армии сократилось бы число проявлений насилия вообще. Эту проблему может решить только профессиональная армия.

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz
Главная Биография Интервью Труды Работа Контакты